Фото: Просторы интернета
В виду последних событий (отмена показа Кубка Первого Канала на самом же Первом Канале) невозможно обойти проблему интереса к хоккею в стране стороной. Почему некоторые топовые клубы столкнулись с проблемой низкой посещаемости? Почему среди зрителей настолько мизерный интерес к хоккею, что даже показ передачи Давай поженимся является выгоднее для телеканала?
За текущий сезон на данный момент средняя посещаемость хоккейного ЦСКА составляет 3248 зрителей. Это на 25% ниже средней посещаемости за сезон 2014/15 и на 22% ниже, чем за сезон 2015/16. В целом цифры средней посещаемости стабильно падали, но в этом сезоне все стало еще хуже.
Начну с того, что зритель чаще приходит на соперников, показывающих более высокие результаты в лиге, то есть занимающие высокие места. Это утверждение основано на расчете корреляции между местом, занимаемым командой в общей таблице, и итоговым показателем посещаемости. Согласно данной схеме, чем выше в итоговой таблице расположена команда, тем больше зрителей на нее приходят.
Примечательно то, что, сравнивая показатели прошлого и текущего сезонов, можно четко сделать вывод, что с этого года связь между итоговым местом в таблице соперника и посещаемостью значительно ослабела. Для клуба это не являлось отрицательным моментом, если бы средняя посещаемость была выше, то есть на игры приходило бы много зрителей вне зависимости от соперника. Но на данный момент ситуация иная: снизилась посещаемость матчей категории топ. То есть, если в прошлом сезоне был ажиотаж перед играми со СКА и с Динамо, то в этом году билеты можно без проблем приобрести непосредственно перед началом игры.
Отсюда идет разделение билетов на 3 ценовые категории: вторая, первая и топ. Для сравнения приведу минимальную цену на билеты из каждой ценовой категории (если не брать в расчет фансектор): 300, 600 и 1200 соответственно. С текущего сезона ценовая политика ЦСКА предельно проста: снизить цены на матчи низшей категории и повысить на топ матчи. Имеет место вопрос: целесообразно ли данное решение? Ответ: на матч против Московского Динамо в этом году пришло лишь 4000 человек, при этом один сектор был практически полностью пустым, как и были свободны первые ряды на остальных секторах.
Одна из причин падения посещаемости на матчи высших категорий предельно проста: рост цен. Рост цен в теории мог бы стать целесообразным решением проблемы превышения спроса на билеты над предложением, однако на деле это оказалось иначе.
Увы, конкретных чисел о количестве проданных абонементов прошлого и текущего сезонов в открытом доступе не имеется. Цены по сравнению с предыдущим сезоном взлетели практически на 50%, учитывая то, что с данного года в стоимость абонемента не входит плей-офф. В прошлых сезонах многие люди покупали абонементы с целью обеспечить себе место именно в плей-офф и избавиться от длинных очередей и безобразия с продажей билетов.
Проблему с очередями клубу все же удалось решить. В прошлом сезоне сервиса онлайн продажи билетов у клуба не было. По мнению многих, именно это была причина низкой посещаемости. Так ли это на самом деле? С этого года такая опция появилась, но, судя по всему, не оказала значительного влияния на рост посещаемости. Причиной тому является слишком большое давление со стороны остальных негативных факторов.
Сравним посещаемость на матчах с одним соперником за этот сезон и прошлый.
Матч | 15/16 | 16/17 | Разница |
---|---|---|---|
Авангард | 5348 | 5000 | -348 |
Автомобилист | 3013 | 2700 | -313 |
Адмирал | 3345 | 3500 | 155 |
Ак Барс | 5000 | 3500 | -1500 |
Амур | 2780 | 2700 | -80 |
Барыс | 3457 | 3500 | 43 |
Витязь | 2530 | 3000 | 470 |
Динамо Мн. | 4123 | 2900 | -1223 |
Динамо М. | 4970 | 4000 | -970 |
Динамо Р. | 2735 | 3500 | 765 |
Йокерит | 5247 | 2700 | -2547 |
Лада | 3800 | 3400 | -400 |
Медвешчак | 4457 | 3300 | -1157 |
Нефтехимик | 2978 | 2200 | -778 |
Северсталь | 2930 | 3000 | 70 |
СКА | 5577 | 4500 | -1077 |
Слован | 3956 | 3300 | -656 |
СЮ | 4413 | 3300 | -1113 |
Трактор | 4316 | 2800 | -1516 |
Югра | 2839 | 2700 | -139 |
среднее | 3890.7 | 3275 | -615.7 |
Особое внимание стоит уделить Йокериту. Практически в два раза меньше народу пришло на матч в этом году по сравнению с прошлым. То, что на такие команды, как СКА, Ак Барс и Московское Динамо пришло менее 5000 человек — это провал. Если зритель не хочет приходить даже на принципиальное противостояние с питерской командой, то в чем тогда вообще смысл?
Единственная команда, на которую в этом сезоне пришло народу больше, чем в прошлом, это Динамо Рига. Причем и на это есть свое объяснение: матч в прошлом сезоне проходил во вторник, а в этом сезоне — в субботу. На матчи, которые проходят в выходные дни, по статистике приходит большее количество зрителей.
Для клуба приоритетной задачей должно являться привлечение постоянного зрителя, то есть того, кто не просто сходит на один матч в сезоне и на этом успокоится, а того, кто будет возвращаться из раза в раз. Установление таких «долгосрочных отношений» не только поможет повысить посещаемость, но и окажет влияние на маркетинг: преданные болельщики могут быть более склонны к покупке атрибутики. Атрибутика это уже совершенно отдельная тема, но за счет нее у клуба могут быть весьма неплохие доходы. В силу недавних высказываний людей из руководства КХЛ о необходимости выхода на самоокупаемость, было бы неплохо обратить внимание и на эту тему тоже.
Нельзя не рассмотреть и такие причины низкой посещаемости, как отъезд Александра Радулова, являющегося лидером команды. Не редки случаи, когда именно мастерство отдельных игроков вызывало интерес у зрителей, которые приходили на стадион взглянуть на своего кумира. Однако с этого сезона у команды должно быть преображение, должны проявлять себя новые лидеры, что также должно вызвать интерес зрителя. Но в ответ, увы, тишина.
Отрицательный пример сборной с отказом Первого Канала показывать матчи турнира, носящего их собственное же имя, должен дать стимул к изменениям, к развитию работы с болельщиками. На данный момент, руководство сборной своими действиями лишь отталкивает народ от хоккея. К этому относится и создание подобия «базового клуба сборной», и повышение цен донельзя, и нежелание создать все условия для комфортного пребывания зрителей на трибунах.
Но ведь надо с чего-то начинать? Ведь стоит обратить внимание, что на вторую команду в лиге приходит в среднем чуть больше 3000 человек за игру?
Чьё внимание то нужно обратить?
Сборную и клубы сравнивать вообще не стоит. Это совершенно разные темы.
В нормальной стране и нормальных условиях можно было бы сказать что руководство ХК готовит команду к продаже и переезду. (Вспоминается фильм с Вуппи Голдберг где она Никс тренировала и там был такой пункт, что мол если команда проиграет такой то процент матчей в сезоне то они переезжают).
Но руководству не до этого просто.
Уже и обсуждать то это не хочется.
@kulik13, ну как чьё? В первую очередь руководства. Нельзя говорить, что нужно повышать интерес к хоккею, но при этом ничего не делать.
Раз уж федерация вмешивается в действия клубов и в дела лиги, то темы, получается, пересеваются.
Хочется или нет, но каждый матч видеть пустые трибуны обидно.
@AnnaFomina,
Обидно.
Но когда уже ходишь на хоккей порядка 20 лет и видишь что скорее аншлаги это приятная неожиданность.
Для клуба приоритетной задачей должно являться привлечение постоянного зрителя, то есть того, кто не просто сходит на один матч в сезоне и на этом успокоится, а того, кто будет возвращаться из раза в раз
@mix5, очень хороший вопрос. Лучше б эти деньги @rasuvaeff отдали, он бы точно лучше сделал
@AnnaFomina, боюсь, что после передачи денег, мы Витю больше не увидим…
@AnnaFomina,
Ага.
Витя ьы развернулся
Даже бы ребрендинг ебанул бы
Были же Пингвины, стали бы Гуси.
А вообще цифры в таблице посещаемости этого сезона — это всё пиздёж и провокация. На говноматчах типа лады или нефтехима было от силы 1/3. А в таблице указано, что минимально 2200 было. Наглый пиздёж! И про ценник. Ебанимент мой на сектор Гэ, тьфу,
@Symon, цифры официальные, взяты с сайта КХЛ. Не мною выдуманные и не лично посчитанные. Ясное дело, что они округляют. В какую сторону и на сколько это вопрос. Но, по-моему, ответ очевиден.
50% если не учитывать изменение условий по абонементам, да ещё и среднее приблизительное. Каждый сектор увеличили по-своему. У меня цена официально выросла как раз немного больше, чем на 50%. Можно, конечно, посчитать это все точно, но занятие, как мне кажется, крайне бестолковое и бессмысленное
@AnnaFomina,
Я знаю про официальные цифры. Вот и говорю, что официально пиздят. И не краснеют.)
@Symon, а чего им краснеть) Они там все четко уверены, что у них все замечательно