Об абонементах и словах Слуцкого

Об абонементах и словах Слуцкого

Открытость и желание Слуцкого говорить то, что он действительно думает, а не то, что надо, зачастую оборачиваются против него. Только утихли страсти вокруг разговора с футболистами в номере отеля, как «Россия — не футбольная страна» из уст бывшего главного тренера сборной всколыхнули общественность. Не ставя перед собой задачи разбирать интервью целиком, остановлюсь именно на вопросах посещаемости и интереса к футболу, которые изучаю уже далеко не один год.

Увы, деятельность как отдельных футбольных (и не только) клубов, так и организаций, отвечающих за развитие зрительского интереса, вызывает серьезные вопросы. И дело даже не в конечном результате в виде падающей посещаемости чемпионата. В конце концов, этот момент связан не столько с какими-то глобальными изменениями, сколько по большей части с тем, что некогда хорошо посещаемые команды сдали свои позиции (либо вовсе распрощались с высшим дивизионом), а освободившуюся нишу заняли клубы, не имеющие возможности похвастать подобными цифрами. Хотя и здесь проявляется не случайность, а определенное несовершенство нашей футбольной системы. Если в большинстве стран популярность команд является фундаментом финансового благополучия и инвестиций в их развитие (и, как следствие, высоких результатов), то в России приход богатого спонсора и бюджет клуба зависят от общего интереса к этому проекту чуть ли не в последнюю очередь.

Беда, повторюсь, не в следствии в виде падения посещаемости. Беда в причинах это следствие вызывающих. Точнее в непонимании этих причин. Увы, Леонид Викторович, к которому я отношусь с нескрываемой симпатией, в своем интервью это подтвердил. С одной стороны, ничего вроде страшного. Почему, если мы не ждем от условного пиар-руководителя каких-то новаций в области тактики футбола, мы ожидали услышать от футбольного тренера какие-х откровений в области интереса к футболу? Слуцкий и сам не скрывает, что уже один раз был не прав в своих прогнозах по этому поводу:

— Раньше был уверен, что новая инфраструктура резко изменит отношение людей к футболу. Но практика показывает, что я ошибся.

Зная желание главного тренера ЦСКА расширять свой кругозор за пределами своей специализации, абсолютно уверен, что Леонид Викторович не раз разговаривал с людьми, на которых возложена задача по разработке шагов для изменения сложившейся ситуации именно в масштабах страны. И складывается мнение, что других мер, кроме скорого введения новых стадионов у них нет. Слуцкий в том интервью оказался на месте того самого мужичка с производства, кто два раза в год смотрит футбол и рассуждает на заводе о российском футболе на основании матчей с «Манчестер Юнайтед» и сборной Франции.

Нельзя, вы слышите, никогда нельзя открыто обвинять в чем-то конечного потребителя (в нашем случае — болельщика), если вы хотите продать ему какой-то товар или услугу. Это в том числе и часть той самой стратегии по изменению имиджа футбола в нашей стране. Что должен думать болельщик ЦСКА, не определившийся с покупкой для семьи абонементов после заявления «в Европе ходят, а у нас абонементы не продаются»? Он задастся вопросом, почему, если никто не идет, именно он должен платить деньги. Фраза «мы уже продали абонементов в два раза больше, чем год назад в Химки», которая является чистой правдой, заставила бы взглянуть на эту покупку совсем с другой стороны. Это управление ожиданиями конечного потребителя — важнейший момент в менеджменте. Слуцкий прекрасно понимает это в разрезе ожидания спортивного результата («мы не обязаны обыгрывать МЮ», «выход на Евро — уже успех»), а вот при переходе на слабо знакомые рельсы маркетинга ему должны были подсказать, что и как говорить. Почему этого не произошло и есть ли вообще люди, от кого зависит этот момент — вопрос.

Чемпионаты, с которых стоит брать пример, тоже несколько удивили. Оставляю за скобками MLS — футбольного чемпионата страны, где продавали бы десятки тысяч билетов и на турнир по скорости покраски заборов. И даже готов согласиться с тем, что не отказался бы от посещаемости чемпионата Голландии (в среднем около 19 тысяч в последние годы). Тут стоит заметить, что высокие показатели Эредивизи во многом определяет интерес публики к Большой тройке клубов (ПСВ, Аякс, Фейенорд), на домашние матчи которых ходят по 40−50 тысяч. А вот причем здесь чемпионаты Турции (8−9 тысяч), Греции (4−5 тысяч) или даже Бельгии (11−12 тысяч) — совершенно непонятно. При этом, опять-таки, если бы не самые популярные клубы этих стран, цифры были бы еще ниже. Тройка же популярных клубов России в последние годы испытывала объективные проблемы, влиявших на посещаемость. У одних — не самые высокие результаты, у других — не самый вместительный и устаревший стадион, у третьих — арена ко всему прочему и вовсе находилась за чертой города. И все же, даже со всеми этими проблемами, которые потихоньку устраняются, наш чемпионат с позиции абсолютных цифр никак не уступал ни Греции, ни Турции, ни Бельгии. Пример был абсолютно неудачным — даже не в качестве фактической ошибки, а в качестве подачи. Веет какой-то серой безысходностью, которая опять-таки вбивается в головы болельщиков. И, боюсь, что русский человек уж так устроен — до определенного, граничащего с критическим, момента он не будет что-то пытаться исправить или задаться вопросами о справедливости того или иного утверждения. Он с этим смирится и продолжит отвечать вопросом на вопрос — да что я дурак, этот футбол смотреть.
Но все же вернемся к проданным восьми тысячам абонементов. Мои друзья и товарищи спрашивали, как я оцениваю озвученные итоги. Во-первых, замечу, что результат не окончательный. Дождемся окончательных цифр. Уверен, что к первому домашнему матчу Лиги чемпионов при определенной системе лояльности для держателей заветных карточек, итоговые цифры еще вырастут. Во-вторых, следует понимать, что клуб действовал в режиме, когда еще пару недель назад у болельщиков не было уверенности, что матч с «Тереком» пройдет на Песчанке. Не работают электронные сервисы заказа абонементов, вся работа происходит в режиме аврала. Говорить о какой-то подготовленной работе рекламных и маркетинговых служб клуба вряд ли приходится. Суета хоть и связана с приятными хлопотами, но все же, суетой быть не перестает. Надеюсь, в следующем сезоне в этом плане ЦСКА покажет иной уровень готовности. И в-третьих, как мне кажется, очень серьезно на болельщиков и неравнодушных к клубу людей повлияли озвученные Романом Юрьевичем Бабаевым ожидания в 15 000 проданных абонементов. Честно говоря, был удивлен. Не знаю, кто и как считал прогнозируемые продажи, надеюсь, что это было основано на чем-то большем нежели «раз в Лужниках продавали 7000 абонементов, то новый стадион, как часто это бывает, должен увеличить это число вдвое».

Собственно, немного цифр. 7000 — то количество абонементов, которые как я уже сказал, продавал клуб до переезда в Химки. Затем это количество упало до трех тысяч, выросло до четырех в прошлом сезоне на волне слухов о том, что весной ЦСКА будет играть на новой арене. Понятно, что переезд в Химки сказался на посещаемости — такую же картину можно было наблюдать и у «Динамо». Но за те шесть с половиной лет, что клуб играл в Химках, был определенный рост. Если на игры без приставки «топ» (матчи с региональными командами без учета «Зенита») в 2010 году в среднем ходили 6000 зрителей, то в последние два сезона удавалось по итогам сезона финишировать в районе 7000 болельщиков. Сказалось это и на общей домашней посещаемости — 8300 по итогам чемпионата-2010 сменились на 9000−9600 в последние сезоны. На всплески в сезонах 2011/12 и 2012/13, когда домашние матчи со «Спартаком» проходили в Лужниках, внимания обращать не стоит — 50−60 тысяч на таких играх серьезно сказывались на конечных итогах. Рост болельщицкой базы на 10−15 процентов без изменения условий (вроде нового стадиона или улучшения спортивных результатов) — это очень неплохой результат за пять лет, особенно в условиях конкуренции со стороны других московских клубов в борьбе за болельщика. Концепции «один город — одна команда» в Москве нет и не будет, с этими правилами надо просто смириться.

В общем, проанализировав эти циферки, пришел к определенной шкале оценки перед началом запуска продаж. 7 000 проданных абонементов можно было бы оценить на «троечку», продажи в 10 000 прям-таки «хорошо», а если бы по каким-то причинам 13 000 армейцев стали бы обладателями заветных корочек — то и вовсе «отлично». Читатель справедливо спросит — а как же эффект нового стадиона, который в других клубах увеличивал как посещаемость, так и проданные абонементы у других клубов вдвое? В случае с ЦСКА эффект нового стадиона — катализатор с минимальной степенью действия. И дабы не утомлять читателей еще более длинной писаниной, объясню этот нонсенс в следующей заметке.

Выходит, что 8000 проданных абонементов — это вовсе не повод посыпать голову пеплом. Сработано уже на «удовлетворительно», а по итогам, скорее всего, можно будет даже поставить «четверку» в зачетку. При всех понятных сложностях, минимальных сроках и прочем — это вполне достойные цифры. Нет никакой данности, что Россия — не футбольная страна, это всего лишь следствие тех тенденций, которые выстраивались в отечественном спорте в последние лет десять. Из-за которых, к примеру, кому-то может показаться, что лишившийся большого хоккея Воскресенск перестал быть хоккейным городом. И это не вина болельщиков «Химика», равно как не вина заводского рабочего в нефутбольности России. Это даже не вина Слуцкого. Таковы особенности системы под названием «российский футбол».

• просмотров: 2579
16 комментариев

Грамотно… грамотно, отмазал Леонида))

Ответить
rasuvaeff
15 сентября 2016, в 15:39
+3

Открытость и желание Слуцкого говорить то, что он действительно думает, а не то, что надо (с)
Не думаю, что он всегда говорит то что думает, а не то что Гинер с Бабаевым скажут.
Такое вот масло, масленое.

Ответить
barsuk09
15 сентября 2016, в 15:47
0

@barsuk09, нет, Максим, я абсолютно уверен, что вот эти всевозможные «мы говно», «нефутбольная страна» и прочее-прочее — такого не скажут ни Гинер, ни Бабаев. Я не беру стратегические вопросы вроде лимита или деятельности того или иного руководителя РФС. Здесь — да, целиком и полностью «корпоративная этика»

Ответить
Алексей
15 сентября 2016, в 15:58
+1

@Otmorozok, Ну так я как раз об этом, ты же умный человек Алексей, всё понимаешь, не зря же тебя на работу в СЭ взяли.)))
Что то экспромтом, как встреча со студентами в Ватутинках и «И однажды ночью, в дверь номера постучали"
А далее как партия прикажет

Ответить
barsuk09
15 сентября 2016, в 17:05
0

@barsuk09, Макс, «экспромт» на таком уровне должен быть продуманным. Ты отвечаешь за каждое слово. И дальше уже все зависит от уровня говорившего. Кому-то будут помнить про экспромт с «нефутбольной страной», кому-то про «денег нет, но вы держитесь». Продумать все невозможно, но этих вопросов стоило ждать и к ним подготовиться

Ответить
Алексей
15 сентября 2016, в 17:25
0

@Otmorozok, Леонид хотел быть искренним с аудиторией, наболело.
За что собственно и «получил» от общественности, от части общественности, ну, а кто то поддержал, мнения разделились, впрочем я ему всё равно не верю.)

Ответить
barsuk09
15 сентября 2016, в 17:35
0

Согласен! Только добавлю, что вой на слова ЛВС подняли писаки, которым уже надоело бес конца говорить о балабоне Бубнове или сверх мясных Ловчеве и Рейнгольде. Им свежей кровушки подавай! А еще ЛВС не уподобляется некоторым и не отвечает на их писанину!!! Это тоже заставляет «экспёртов» напрягаться и скорее строчить словеса против Слуцкого. Это обыкновенная жизненная ситуация, но она есть, имхо

Ответить
armi
15 сентября 2016, в 16:28
0

@armi, не знаю, как в других СМИ, но в СЭ во-первых, нет ни Бубнова, ни Ловчева, ни Рейнгольда, ни многих других. Во-вторых, дискуссия по этим словам была ну очень жаркой — именно внутри. Кричали, орали, доказывали. Нет никакой свежей кровушки. Есть информационный повод и мнения, порой даже в одной редакции диаметрально противоположные.

Ответить
Алексей
15 сентября 2016, в 17:28
-1

@Otmorozok, Рабинер есть))

Ответить
rasuvaeff
15 сентября 2016, в 18:04
+1

@rasuvaeff, не трогай Великих, еретик!

Ответить
Алексей
15 сентября 2016, в 18:59
-1

@Otmorozok, ты в кого веруешь, сатанист чертов?

Ответить
rasuvaeff
15 сентября 2016, в 19:08
+1

@rasuvaeff Ин Коуч он да худ ви траст!

Ответить
Алексей
15 сентября 2016, в 19:23
-1

Зная желание главного тренера ЦСКА расширять свой кругозор за пределами своей специализации, абсолютно уверен, что Леонид Викторович не раз разговаривал с людьми, на которых возложена задача по разработке шагов для изменения сложившейся ситуации именно в масштабах страны

А что, у нас этим кто-то занимается? Да еще в масштабах страны.

Ответить
KRAN
15 сентября 2016, в 18:06
0

@KRAN, ты знаешь, оказывается в РФПЛ есть программа, которая эти моменты так или иначе регулирует. Ну, там поднять посещаемость, рейтинги и т. д. Даже какие-то аналитики есть) Так что, кто-то да, занимается. И задача такая стоит. По крайней мере, на бумаге. По ЦСКА не знаю. Я с большим уважением отношусь, что к Ване Одинаковому, что к Ире Ландиной. Но они занимаются непосредственно все же другими вещами. Плюс Делойт помогает не только ЦСКА, но и РФПЛ. Но о Делойте я уже писал — я не верю в их разработки

Ответить
Алексей
15 сентября 2016, в 18:59
0

Прекрасная статья. Очень толково всё изложено. Её бы в СЭ, да чтобы в клубе почитали…

Ответить
Vasia_Dembel
16 сентября 2016, в 14:23
0

Странно… Ведь прозвучало от Л. В. про страну, а не про Москву, А это большая разница…
Так что ждем статью про всю Россию!

Ответить
16 сентября 2016, в 20:38
0