Почему посещаемость ЦСКА не оправдала ожиданий

Почему посещаемость ЦСКА не оправдала ожиданий

По просьбам моих друзей и знакомых, руководствуясь принципом «лучше поздно, чем никогда», решил написать о посещаемости ЦСКА прошедшего сезона. Попытаемся оценить результаты и понять, почему они уступили прогнозам. Сразу оговорюсь, будет много цифр и букв, а потому, кто не любит подобное унылое чтиво, лучше заканчивайте на этом месте.

Итак, в чемпионате России-2016/17 домашние матчи ЦСКА согласно протоколам посетили 216 806 человек, выдав 14 454 болельщика в среднем на матче.

Посещаемость команд чемпионата России-2016/17

Команда

Домашняя

Спартак

32 760

Зенит

18 557

Краснодар

17 322

Терек

15 230

ЦСКА

14 454

Арсенал

10 920

Локомотив

10 533

Ростов

10 251

Рубин

9 651

Анжи

6 774

Кр.Советов

6 989

Амкар

7 156

Уфа

6 811

Оренбург

5 415

Урал

5 319

Томь

4 492

ЦСКА занял пятое место в таблице домашней посещаемости клубов РФПЛ. Отрыв от вышестоящих команд легко объясним. «Спартак», показавший лучший результат за 17 лет, к тому же обладает более вместительным стадионом и — чего уж греха таить — большим болельщицким ресурсом (пусть и серьезно переоцениваемым). «Зенит» в формате «один город — одна команда» на данном этапе недосягаем. А после окончательного переезда на «золотую арену» будет недосягаем и для красно-белых, если, конечно, не упадут к результатам 90-х. «Краснодар», окончательно отобрав у «Кубани» наименее патриотичную (но куда более массовую) к желто-зеленым цветам публику, будет держаться на уровне 20 000 болельщиков еще долго. Не стоит забывать, что часть матчей прошедшего сезона «быки» провели на стареньком стадионе, где серьезно не добрали зрителей. «Терек»? Скажем так, тут особенности кавказского футбольного маркетинга. Многие приходят на стадион бесплатно, а визуальная оценка численности зрителей серьезно разнится с цифрами итогового протокола.

Четырнадцать с половиной тысяч на играх ЦСКА — много это или мало?

Самые посещаемые сезоны армейского клуба в российской истории

Сезон

Посещаемость

2008

14 777

2016/17

14 454

2012/13

14 400

2009

14 227

2011/12

13 700

В конечном итоге, для того, чтобы установить клубный рекорд чемпионатов России, болельщикам ЦСКА не хватило чуть более 300 человек на матчах (около пяти тысяч общей посещаемости за сезон). И это при том, что все предыдущие высокие результаты были достигнуты в т. ч. и благодаря домашнему дерби со «Спартаком», собиравшем 50−70 тысяч в разные годы. Подобный результат на нынешней арене невозможен чисто теоретически из-за ее малой вместимости.

Пройди дерби в Лужниках и в этом сезоне, рекорд был бы побит. В этом случае можно было бы смело утверждать, что так много на ЦСКА не ходило с 1975 года — тогда, несмотря на слабое выступление команды, за матчами красно-синих в среднем наблюдало порядка 22 000 болельщиков.

Внимательный болельщик, кто по какой-то неведомой причине читает меня достаточно долго, может вспомнить о прогнозе посещаемости в 18−19 тысяч — пусть и с припиской «без падения результата». Попытаемся понять, почему этот результат не был достигнут.

РЕЗУЛЬТАТ ВСЕ-ТАКИ УПАЛ

Посещаемость команды на коротком отрезке зависит не столько от спортивного результата, сколько от его изменения в сравнении с прошлыми сезонами. В большинстве случаев даже если команда удерживает то же место, что и в прошлом сезоне, посещаемость падает. Что уж говорить о тех случаях, когда результат становится хуже!

После чемпионства прошлого сезона армейцы стали «лишь» вторыми. Даже если взять недостачу от чемпионского матча — это уже минус десять тысяч, что от конечного показателя отнимает около 700 человек средней посещаемости. Невыполнение плана шло на протяжении всего сезона — особенно под конец 2016 года, когда армейцы покинули пределы первой тройки. За четыре домашних тура после поражений от «Спартака» и «Локомотива» красно-синие собрали 28 000 зрителей — т. е. в среднем около 7 000 за игру. Можно долго говорить о том, что настоящие болельщики должны поддерживать команду и в горе, и в радости, но в настоящий момент подобного нет ни у одного российского клуба.

НЕУДАЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

В начале сезона армейского руководство резонно оттягивало открытие домашнего сезона ЦСКА. Первые пять туров команда провела на выезде, потеряв при этом «бархатный сезон» дома, и получила в холодных ноябре и декабре сразу четыре домашних матча.

Сезон вообще получился аномально холодным. Средняя температура матчей ЦСКА составляла менее шести градусов тепла — такого не было никогда, даже в советское время. Матчи, прошедшие в комфортных погодных условиях собирали хорошие цифры. Когда термометр показывал более 10 градусов тепла, на пяти (всего пяти!) домашних играх ЦСКА побывало более 100 000 зрителей — свыше 20 тысяч в среднем за матч.

Сопоставив посещаемость домашних матчей ЦСКА с погодой за последние десять лет, я пришел к выводу, что в холодное время года ЦСКА теряет до 60 процентов зрителей. Выхода, на первый взгляд, два — внимательная проработка календаря, а так же возможная установка обогрева зрителей.

Так или иначе, не самый удачный календарь прошедшего сезона отнял у армейцев до тысячи человек средней посещаемости. Простой пример — если матч с «Оренбургом» в ноябрьские «минус 10» собрал на трибунах пять тысяч зрителей, то за весенней встречей с «Арсеналом» (а интерес к этим командам со стороны фанатов ЦСКА приблизительно одинаков) в «плюс 7» наблюдало почти 11 тысяч болельщиков.

ЗАПУСК СТАДИОНА И НЕДОРАБОТКИ

Болельщики долго ждали открытия домашнего стадиона и дождались. Но чего уж греха таить — не все на новой арене работало в первый сезон оптимально. Многочисленные жалобы вызывали очереди на проходе к стадиону и камерам хранения, обслуживание в плане кейтеринга и многое-многое другое. Сказывается, естественно, и отсутствие нормального CRM — возможно, основного двигателя продаж в данном сегменте. Что приятно, по моей информации жалобы эти не уходили в никуда, и клуб реально пытается исправить ситуацию по этим вопросам. Более того, какие-никакие сдвиги были видны под конец прошлого сезона.

Сложно оценить приблизительные потери от этих недоработок. Но то, что они имеют место быть — очевидно. Те, кто пришел на стадион и столкнулся с вышеописанными сложностями, обязательно подумает, идти ли на следующий матч. По крайней мере, с детьми или супругой. О важности CRM не стоит писать лишний раз — переоценить его значение сложно.

И ПРОЧЕЕ

Результат работы в плане посещаемости складывается из мелочей. Помимо вышеописанных сложностей, были еще моменты, которые сказались на конечных цифрах зрительского интереса.

К примеру, когда я давал прогноз, я не мог представить, что аншлаговые по сути матчи (т.е. когда билеты можно было купить исключительно у перекупщиков или в ВИП-ложи) будут давать цифры в 27 тысяч, а не 30. Понятно, что заполнить стадион целиком на 100 процентов практически невозможно — кто-то из владельцев абонементов может по какой-то причине не прийти на матч, какие-то билеты останутся на руках у спекулянтов, не будут проданы ВИП-ложи и т. д. Но все же, недостача от гипотетических аншлагов (а таких было три — Терек, Зенит, Спартак) в десять тысяч зрителей удивила.

Стоит, наверное, поговорить о маркетинговой работе клуба, о тесном контакте клуба и болельщиков, каких-то интересных ходах и т. д. Но сделаю я это в отдельной статье, ибо тема глоабльна. Здесь же выскажу следующую мысль. Наш клуб всегда славился тем, что работает в рамках законов рынка. И экономическая эффективность какой-нибудь маркетинговой акции стоимостью в несколько миллионов рублей ради получения прибыли в несколько сотен тысяч — несколько неочевидна. Но опять-таки, дело сдвинулось с мертвой точки. Были интересные ролики, различные акции, а студию перед домашними матчами и вовсе считаю очень интересной находкой. Понятно, что места для прогресса в этом плане — громадье. Остается лишь надеяться, что клуб не будет останавливаться и продолжит работать в этом направлении — пусть и в рамках не самого большого бюджета. Если что, есть пару интересных идей, отдам бесплатно))))))

Ах да, чуть не забыл! Очень понравилась викторина в твиттере о знании истории ЦСКА)))))

Повторюсь, есть еще много мелочей, которые так же будут сказываться на посещаемости, помимо озвученных. Еврокубки, реальная работа совместно вместе с ПБ и ХК, ситуация с жителями окрестных домов (надо сказать, что имиджево мы здесь серьезно проиграли), отработка предматчевого досуга и многие-многие другие причины. Таких моментов недавно я насчитал около пятидесяти. Все озвучивать здесь не представляется возможным — не думаю, что многие это осилят.

В завершении сделаю очередной прогноз на приближающийся сезон. Если ЦСКА не упадет в спортивном результате, то впервые за сорок с лишним лет клуб достигнет планки в 15 000 зрителей. Если же сможет завоевать золотые медали и хоть частично решит вышеописанные вопросы, то возможен выход на 18−19 тысяч. Хотя в случае чемпионства, думаю, вопрос посещаемости отойдет на второй план)))

Увидимся на стадионе!

• просмотров: 8552
34 комментария

Хорошо. Спасибо за анализ.

Ответить
Prost
3 июля 2017, в 21:50
0

@Prost, спасибо

Ответить
Алексей
3 июля 2017, в 22:01
0

Викторина все-таки не формат твиттера, на одном сайте она была четче, хотя и понятно почему тебе она понравилась))

Ответить
rasuvaeff
3 июля 2017, в 21:58
+1

@rasuvaeff, на одном сайте авторы вопросов были крутые)))

Ответить
Алексей
3 июля 2017, в 22:01
0

@Алексей, бесспорно))) но вот из-за формата викторина в тви много потеряла, увы… меня это расстроило…

Ответить
rasuvaeff
3 июля 2017, в 22:07
0

Ну коли так скурпулезно подсчитывать недобор, то надо признать, что и аншлаг на матче с Тереком в первоначальные планы не входил, и если бы это был бы обычный календарный матч, а не выступление Гагариной, то и пришло бы вместо аншлага, 7000

Ответить
Kentavr
3 июля 2017, в 22:03
0

@Kentavr, а вот тут, Вадь, я тебя поправлю. Первый тур даже в «лужниковские» годы — это пятнашка. После этого клиентская база выросла. Я уверен, что в этом году на Локо, к примеру, во втором туре будет нечто близкое к аншлагу. Так что сильно от этого не потеряем. А вот матч с Динамо за счет лишних 5−7 тысяч бело-голубых даст прирост опять-таки.

Ответить
Алексей
3 июля 2017, в 22:12
0

@Алексей, 14 500 пришло вот. На лидера чемпа. Первый домашний матч. И это далеко от аншлага.
Да, перенесли на пятницу, кто-то не доехал, но кто-то и не уехал на дачу в хорошую погоду, а поехал после матча….

Ответить
Repostero
24 июля 2017, в 14:37
0

@Repostero,
Я думаю перенос очень сильно урезал посещаемость
Я собирался идти и не пошел. Просто из-за временной накладки
И не я один
Ну и погодный фактор в это лето. Чуть тепло и все сразу валят за город хоть немного на природе погреться.

Ответить
DIVAN
24 июля 2017, в 20:31
0

Про «пару интересных мыслей» и 50 насчитанных мелочей интересно прям)

Ответить
petgel
3 июля 2017, в 23:47
0

@petgel, Петь, чуть попозже. А то надо будет заново садиться за перо, а времени свободного не так много))

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 13:15
0

И ни словечка о билетах по несколько тысяч и бестолковый вип за 20
А это тоже сотни брлельщикоа

Ответить
DIVAN
4 июля 2017, в 0:15
+4

@DIVAN, покупать билет на ВИП или не покупать в подавляющем большинстве случаев — это вопрос перехода из одного класса в другой, более элитный, т. е. в конечном итоге на посещаемости это серьезно не отражается. Нет, есть, конечно, охуевшие персонажи, кто готов ходить только на ВИП, но их не так много

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 13:13
0

@Алексей,
я не только про вип, я его как пример привел.
я про неадекват цены на другие места
с зенитом центр по 4500. например
у меня есть знакомые — просто любят футбол, ну чуть за ЦСКА. не олигархи, но люди обеспеченные
в ВИП пошли бы, с пропуском, без толпы на входе, со всеми делами. но когда за поход с сыном приходится 40 000 выложить — они как-то не очень этого понимают.
я думаю, человек 50 таких по Москве есть.
Кто за 10−12 пошел бы на хороший сектор. а за 20. нет

Ответить
DIVAN
4 июля 2017, в 14:43
+2

@DIVAN, Дим, я скидывал цены других клубов ТОП-3. Можешь посмотреть в недавних сообщениях у меня. У нас самые низкие цены. Да, я уже писал об этом — цены выросли. Я скоро дам заметку. Реальное удорожание цен на билеты за 15 лет составило почти 300%. Т. е. если раньше самый дешевый билет на дерби стоил как три бутылки дешевого пива, то сейчас условно больше десяти. Не спорю. Но и логику руководства понять могу. Лучше 15 000 за 2000 среднего билета, чем 18 000 с билетом за тысячу.

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 15:08
0

@Алексей,
а я не могу логику понять
лучше 18 000 по 1 400 — подсадить на футбол и потом потихонечку поднимать цену
топ 3 — по количеству болел или по какому критерию? у нас цены условно должны быть с коэффициентом 0,6−0,7 к мясу и питеру

Ответить
DIVAN
4 июля 2017, в 16:04
+3

@DIVAN, ТОП-3 по количеству болельщиков. Что касается должны быть ниже, чем у мяса и бомжей. Спорное утверждение. И у тех, и у других стадион больше, следовательно выше предложение.
Что касается подсадить на стадион. У ЦСКА в прошлом сезоне было пять матчей, когда было 25 тысяч и более. Показали товар лицом. Хотите — приходите. Нет — значит, где-то не доработали.
Делать низкие цены для поднятия посещаемости и постепенно поднимать цены — странное решение. Я вспоминаю, какие крики были в интернете, когда клуб поднимал цены на абики каждый сезон. Многие клялись и божились, что покупать не будут. И кто-то действительно не покупал. Даже в этом году, когда цены остались прошлогодними, многих это не устроило

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 16:29
0

@Алексей,
. И у тех, и у других стадион больше, следовательно выше предложение.
------
Меня в Вузе учили, что цена — это равновесная точка спроса и предложения на рынке. В омем понимании это почти классический рынок с его законами — все что касается цены, количества кресел и болельщиков
---------------
по поводу постепенно поднимать — ну вот представь себе. в массовом сегменте такие маневры вполне оправданы. Они не подходят к люксу — там низкая цена и скидка только отпугивает.
А вот подсадка на эмоции и вид досуга — очень даже. Ну есть только оговорка — не должно быть кардинального падения уровня результата и игры. Качество услуги должно быть стабильно Т. е. вылететь в фнл и повысить цены на 10% было бы странным.
Ну и если для статистика — крики в интернете, это вообще аргумент в дискуссии — то я даже не знаю чем парировать….

Ответить
DIVAN
4 июля 2017, в 18:20
+2

@DIVAN, по поводу цены, спроса и предложения я что-то другое разве написал?
Подсадка на эмоции — я опять-таки писал. Были матчи, когда эмоциями наслаждался практически целиком заполненный стадион. И?
По поводу статистики вообще не туда. Любое минимальное исследование основывается на многих факторах. В т. ч. на статистике. В т. ч. на оценке реакции клиентов на тот или иной ход. А не одно от другого. А то странно получается. Твой друг, который не готов идти за 40 тысяч, это заебись история, а плебеи, которые кричат в интернете — нет.

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 20:47
0

@Алексей,
Да другое
А я не оперирую статистикой. И не подвожу базу
И плебеими людей не обзываю
Я задаю вопросы. По явно провисшему важнейшему фактору

Ответить
DIVAN
5 июля 2017, в 1:20
+1

@DIVAN, с бомжами 3500 было

Ответить
rasuvaeff
4 июля 2017, в 15:15
0

Согласен с Диваном. Кмк цена играет непоследнюю роль в решении среднестатистического болельщика купить или не купить билет/абик.

Ответить
Vasia_Dembel
4 июля 2017, в 7:20
+1

@Vasia_Dembel, по ценам я отдельно напишу на днях. Не просто же так опрашивал по поводу цен на билеты в старые времена.

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 13:14
0

Спасибо! Очень хорошо.

Ответить
kOnyaz
4 июля 2017, в 10:13
0

@kOnyaz, Спасибо за спасибо)

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 13:15
0

Спасибо! очень ждал этот пост. Хотя почти со всем не согласен) Ну и ЦСКА, как одному из главных продвигальщиков осень-весна, упоминать про погоду как-то несерьезно…

Ответить
Lelic
4 июля 2017, в 11:38
0

@Lelic, тут не столько проблема в осень-весна. К примеру, матч с Амкаром (он на фотке) состоялся в начале ноября, а упомянутый матч с Оренбургом в конце ноября. Так вот, в это время играли и при старой системе. Более того, не раз говорил — для команд, представляющих Россию в еврокубках, матчи в конце ноября, эти матчи необходимы.
Спасибо за добрые слова и позицию

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 13:18
0

Спасибо. Очень интересно.
А есть статистика того, сколько примерно зрителей теряет команда при потери 2−3-х позиций в турнирной таблице?
И еще вопрос: в новом сезоне у нас 2 топ матча (локо и Бердыева отнесу все же в топ) в середине субботнего дня, а мяса в середине воскресного с геморроем при покупке билетов, и всё это в период дач и отпусков. На мясу все же должны набить стадион до отказа (блин, должны это делать хоть в новогоднюю ночь), хотя все же есть сомнения, а вот по локо и рубину не уверен, что придет хотя бы 15−17 тысяч. «Зимние» же матчи (Ска, Тосно, Урал, Амкар) вряд ли соберут много больше народу, чем зимние матчи прошлого года. Вопрос: откуда ждешь ощутимый прирост?

Ответить
Amurs
4 июля 2017, в 13:44
0

@Amurs, по поводу потерь 2−3 мест. Все очень приблизительно. Во-первых, одно дело упасть с первого на четвертое. Другое дело — с пятого на восьмое. Опять-таки, многое зависит от того. как ты шел по сезону. Могу просто привести примеры…
ЦСКА после 98 и 99 годов, когда в итоге заняли второе и третье места соответственно, в 2000 и 2001 годах упал на седьмое-восьмое. Посещаемость упала с десяти с половиной тысяч до восьми с половиной. После серебряных медалей 2008 (14,8 тысяч) пятое место 2009 (14,2 тысяч).
Спартак после нескольких вторых мест середины нулевых упал на восьмое в 2008. Посещаемость упала с 23,5 тысяч в 2007 до 19 тысяч в 2008. Когда заняли в 2009 опять второе место, вернулись к 23,5.
Не стоит забывать, что есть ряд матчей (дерби, к примеру, или первые туры), когда конечный результат влияния не оказывает.
Суббота и воскресенье в летнее время — делал анализ. Не оказывает влияние.
По Локомотиву. Это второй тур. Если обе команды одержат победы в первом туре (мы в Махачкале, Локо — дома с Арсеналом), а так же если погода не подведет, можно ожидать 19−25 тысяч. В том сезоне было 17 тысяч. Но стоит понимать, что во-первых, будет бонус первого домашнего матча — многие соскучились по ЦСКА. Второе — можно ждать, что болельщики Локомотива, в прошлом сезоне потерявшие всякую мотивацию в чемпионате к моменту нашего матча, в этом сезоне в первых турах могут активнее посещать московские поединки. Дальше уже зависит от результата. По Рубину пока прогноз давать не готов — многое будет зависеть от результата что тех, что других.
Что касается «зимних» матчей. Во-первых, со СКА мы будем играть на выезде — размен кругами. Во-вторых, «зимняя» проблема прошлого сезона была в двух вещах. Первая — аномально ранняя зима в Москве. Погоду предсказать боюсь — но все же аномалии не должны происходить каждый год. Второе — большое количество домашних матчей в это время, это было связано с открытием стадиона. В результате, в этом сезоне будет только один матч в холод — Тосно 3 декабря. До этого самым поздним будет матч с Зенитом 22 октября — не самое страшное время года, да и соперник топовый. Перед этим 1 октября — Уфа. Так что календарь в этом плане вполне удачный. Если сможем перенести Тосно на весну — было бы и вовсе замечательно. Так что, есть объективные причины для роста. И не только погодные

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 14:46
0

@Алексей, удивил тем, что посещаемость в выходные июля/августа такая же, как и в сентябре/октябре.
Спасибо.

Ответить
Amurs
4 июля 2017, в 15:43
0

@Amurs, стоп, я неправильно понял. Я думал, ты спрашивал о различии между субботой и воскресеньем. Между ними нет. Что касается июль/август и сентябрь/октябрь. В июле мы толком не играем теперь. Максимум один матч. Август — сейчас лучше, чем сентябрь-октябрь. Был он лучше, и когда весна-осень была.

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 15:55
0

@Алексей, тогда еще больше удивил. Сам цифрами не интересовался, но предполагал, что в летние месяцы народ предпочитает дачу/рыбалки/…+отпуска. То есть думал, что отток из Москвы больше, нежели тех, кто не ходит на матчи, когда холоднее +20 (утрированно)

Ответить
Amurs
4 июля 2017, в 16:19
0

@Amurs, как дачник со стажем)) скажу, что хватает и на то, и на другое. Подгадываем. Если игра в субботу — едем после матча. В воскресенье — раньше возвращаемся. Причем, дачный период заканчивается у всех где-то в октябре. А в это время уже начинаются холода и, к примеру, брать ребенка на футбол уже не всегда представляется возможным.

Ответить
Алексей
4 июля 2017, в 16:32
0

Кстати, ответ, на поставленный в заголовке вопрос, простой. Потому что, изначально, ожидания были завышены. Как говорит один человек, челябаменеджмент.

Ответить
Vasia_Dembel
5 июля 2017, в 13:04
+1